Особенности развития связной речи у дошкольников
Современное и полноценное овладение речью является
первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и
дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же
дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное
по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную
меру, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию
связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что,
в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.
Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их
естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие
этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. [5, с.5]. Речь
ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,
познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово
ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце
жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми
стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года
ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои
желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает
овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть
только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего
функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок
расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях
действительности и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения
грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются
предпосылки для обогащения словаря.
В связной речи ребенка последовательно
совершенствуются:
Синтаксический строй предложения [а также
выразительность его интонации];
Морфологическая оформленность слов;
Звуковой состав слов.
С самого начала овладение грамматическим строем
языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную
[поисковую] активность ребенка в окружающем мире и слове, на языковые
обобщения, игры, экспериментирование со словом, Освоение форм и правил языка,
логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной
речи, речевого и словесного творчества.
Управление речевым развитием детей педагог
реализует, прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с
самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и
формы общения. В младших возрастных группах специально - организованные игры -
занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это
организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять
субъективность в общении. Поэтому постановка дидактических задач должна носить
относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться
на импровизацию.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых
звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им
система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности
человека использование средств языка для общения с другими членами языкового
коллектива. Под речью понимают как процесс говорения [речевую деятельность],
так и его результат [речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом].
Благодаря связной речи как средству общения
индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается
опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить
наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания,
осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память
и мышление
Через речь психология и опыт одного человека
становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную,
письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их
познавательных возможностей и культуры
В дошкольном детстве [3 – 7 лет] речь ребенка
становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи,
характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи,
понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У
дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается
более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое
высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и
внутренней речи.
Таким образом, процесс развития речи ребенка
дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его
реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество
и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная
литература. |