Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 100 функционируют 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет.
Обучение проходит по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-7 лет МДОУ д/с комбинированного вида № 100 (посмотреть), разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерных образовательных программ:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозайка-синтез, 2014г.;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, под ред. Н.В. Нищевой, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2015г.
Программа направлена на:
- создание условий для овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В группах
компенсирующей направленности и кабинетах логопедов созданы комфортные условия для развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями:
- зеркало с лампой дополнительного освещения, детская мебель, комплекты зондов для постановки звуков и для артикуляционного массажа, соски, шпателя, ватные палочки, марлевые салфетки, дыхательные тренажеры, игрушки и пособи для развития дыхания (свистки, дудочки, свистульки, надувные игрушки, сухие листочки, и т.д.),
- настольно -печатные игры для совершенствования грамматического строя речи, для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
-раздаточный материал и материал для фронтальной работы;
-игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе.
Для снятия мышечного напряжения в ДОУ оборудована сенсорная комната и кабинет педагога-психолога, в которых педагог-психолог проводит коррекционно-психологическую работу по основным направлениям работы:
-диагностическое
- коррекционно-развивающее
-консультативное
-просветительское и профилактическое.
Психологическая диагностика.
Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Коррекционно-развивающая работа.
Она включает в себя следующие формы работы:
групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
индивидуальные психокоррекционные занятия;
тренинговые занятия;
занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями развития.
- В ДОУ имеется мультимедиа и экран, которые используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, утренниках, развлечениях.
- В силу возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предусмотрен.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ)
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду и лицам с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Всё материально-техническое оснащение в группах соответствует безопасности, доступности и СанПин.