страница психолога
Что же необходимо знать взрослым, чтобы правильно общаться с ребенком?
Дети могут испытывать сразу несколько чувств.
После игры в мяч во дворе со сверстниками, ребенок пришел домой в грязных штанах и в порванной куртке. В этот момент, он испытывает сразу несколько чувств. Он очень доволен, тем как он поиграл с друзьями, но при этом испытывает страх и обиду, страх потому, что родители будут ругать за испачканные штаны и порванную куртку, а обиду за то, что куртка была его любимая и вот теперь она порвана и пришла в негодность.
Часто бывает трудно сдерживать в таких случаях свои чувства и эмоции, но родителям необходимо отказаться от негативной оценки его внешнего вида, и вместо того, чтобы сказать, «Почему у тебя такой вид?», «Где ты так измазался, что ты натворил?». Ведь ребенок и так пребывает в стрессовом состоянии, можно сказать, «Как видно тебе пришлось нелегко», «Трудный у тебя выдался денек». Такие фразы утверждения помогают ребенку понять, что его слышат и чувствуют. Обсуждая не очень приятную ситуацию, лучше сформулировать то, что вы хотите сказать ребенку, в одном предложении. Скажите, что вы чувствуете в этой ситуации, «Я огорчен», «Я удивлен». Можно указать на возможные последствия такого поведения, можно даже кое – что преувеличить, важно чтобы ребенок понял, что это ваши размышления, для того чтобы это не травмировало его и он не решил это воплотить в жизнь.
· Очень важно говорить с ним на языке – чувств.
· Когда ребенок испытывает негативные чувства, такие как гнев, растерянность, расстройство, необходимо обратить внимание на его чувства, представить себя на его месте, подумайте, какие чувства испытывали бы вы сами в той или иной ситуации, назовите эти чувства (обиду, гнев, чувство боли и т.д.).
· Ребенок будет знать, что его чувства чувствуют и признают. Такой разговор позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Таким образом, уважаемые родители, полноценное развитие детей, начинается с раннего детства, и не маловажную роль в этом играет общение ребенка с взрослым. К ребенку необходимо проявлять доброжелательность, внимание, тепло, терпение, уважение и конечно же любовь. Дети должны чувствовать, что их понимают, им сопереживают, к их чувствам и мнению прислушиваются.
Перед современными родителями очень часто возникает вопрос: отдавать ребёнка в детский сад или оставить с няней.
Казалось бы, садик – это удобно и недорого: коллектив профессиональных педагогов, готовых каждую секунду прийти на помощь вашему малышу, сбалансированное детское питание, психологи.
Добро пожаловать в наш детский сад!
Не делайте ошибок К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.